понедельник, 21 февраля 2011
Вот этими мелодиями я просто наслаждаюсь, отдыхаю под них, они меня успокаивают и расслабляют, приводят в себя в ощущении усталости и нехотения делать что-либо)
Оливер Сакс, известный нейропсихолог и писатель, написал вот что:
«Человек музыкален. Музыка заставляет нас проживать разные состояния, она успокаивает, стимулирует, утешает, создает атмосферу таинственности. Она может развеять печаль или растрогать до слез. Мне музыка необходима для того, чтобы начать новый день. Она подбадривает меня, когда я кручу педали велосипеда. Успокаивает мои мысли, когда я отдыхаю, и уводит в мир снов. Но только когда я оказался в роли пациента в 1974 году, я ощутил буквально физическую потребность в музыке. Я сорвался со скалы в Норвегии, и у меня парализовало ногу. Я перенес сложную операцию (сшивали сухожилия), но были повреждены и нервы… Много дней я не мог пошевелить ногой, а отсутствие музыки в больничной палате делало эти дни еще более нескончаемыми. Наконец приятель принес мне магнитофон и кассету с одним из моих любимых произведений – концертом для скрипки Мендельсона. Я не отказывал себе в удовольствии слушать его снова и снова, и каждый раз испытывал блаженство – я чувствовал, что живу. Но нервы в поврежденной ноге восстанавливались медленно, и пришлось ждать еще две недели, прежде чем я ощутил сначала едва заметные сокращения вялой мышцы, а затем все более ощутимые резкие и непроизвольные судороги. Медсестры помогли мне встать, но я не смог пройти и двух шагов. Странная вещь: я забыл, как это делается, утратил импульс к ходьбе. С трудом я вспоминал, как приняться за дело, – и вдруг во мне зазвучал скрипичный концерт. Мелодия, казалось, была пронизана какой-то особой энергией, и я в один момент вновь обрел утраченный ритм ходьбы, как будто ко мне вернулся хорошо знакомый, но позабытый мотив.
читать дальше Еще когда я был молодым врачом, мне довелось наблюдать огромную целительную силу музыки на примере восьмидесяти пациентов, которые пережили эпидемию летаргического энцефалита – одного из видов сонной болезни, разгуливавшей по планете на исходе Первой мировой войны. Когда в 1966 году я пришел на работу в больницу «Бет Абрахам» в Бронксе (НьюЙорк), большинство этих больных уже много десятилетий прожили практически в полном оцепенении*. Если они и могли говорить, то голоса их были слабы и лишены интонаций. Но при этом они пели – экспрессивно, с нормальной тесситурой! Многие из них, будучи неспособны ходить, при звуках музыки начинали танцевать. И влияние музыки отчетливо фиксировалось сканированием. Без нее экран показывал замедленную мозговую активность. С музыкой активность усиливалась, причем неважно, слушали ее пациенты, играли или просто думали о ней. Так, моя пациентка Розалия могла застыть на много часов, прижав палец к очкам. Но она знала наизусть всего Шопена: достаточно было сказать, например: «Опус 49», – и она просто преображалась. Позже исследования Роберта Заторре (Robert Zatorre)** показали, что действительно, даже когда мы просто воображаем звуки музыки, у нас активируются определенные зоны мозга, причем так же интенсивно, как и при ее реальном прослушивании.
Как и язык, музыка – особенность человека. Поскольку слушание или исполнение музыки затрагивает многие отделы мозга, ее терапевтические возможности могут использоваться при различных неврологических нарушениях. Например, инсульт может вызывать афазию – неспособность говорить и понимать слова. Но редко тот же больной окажется неспособным петь слова. Благодаря пению можно даже «напомнить» ему целые пласты слов, которые он «забыл». Таким образом перезапускаются старые нейронные цепочки или выстраиваются новые, они и ведут к связной речи. Некоторые из моих пациентов после инсульта или страдающие болезнью Альцгеймера не способны выполнять сколь-нибудь сложные последовательности действий, например одеваться. В этом случае зарифмованные слова действуют как мнемонические формулынапоминания (например, «Раз, два, три – натяну чулки»).
Другой мой пациент, доктор П., при абсолютно нормальном зрении потерял способность различать предметы, даже самые привычные. Он не мог отличить перчатку от цветка, а как-то раз принял свою жену за шляпу! Но однажды он обнаружил, что может выполнять домашние дела, если только к каждому подберет «свою» песенку. У него была песня для одевания, для еды, для умывания... Песенка на каждый случай повседневной жизни. Из опыта – личного и того, который я накопил за годы исследований и врачебной практики, – я понял, что даже самое сокровенное в человеке, даже самые глубокие пласты можно вызвать на поверхность. И иногда только благодаря музыке».
«Зачем читать Платона, если любой саксофон способен приоткрыть нам дверь в мир иных идей?»* Этот провокационный вопрос эссеиста и философа Эмиля Сиорана (Emil Cioran) показывает, как сильна власть музыки над нами, как глубоки чувства, которые она пробуждает в нас. Но о каких эмоциях идет речь? Психологи Женевского университета выясняли это целых восемь лет**. Клаус Шерер и Марсель Центнер (Klaus Scherer, Marcel Zentner) задавали сотням меломанов вопрос о том, что те испытывают, когда слушают свои любимые произведения. В ответах лидировали девять эмоций: восхищение, печаль, радость, нежность, грусть, чувства покоя и могущества, возбуждение и ощущение выхода за грани реальности. А вот вину, стыд или отвращение – негативные эмоции– не упомянул никто.
«Самые солнечные звуки в мире звучат в Cкрипичном концерте Чайковского, – уверена 40-летняя Инна. – Слушая его, я каждый раз получаю такой заряд энергии, что чувствую себя, как после недельного отдыха на море!» «У меня бегут мурашки по спине от песни «Group Four» Massive Attack, а еще от «Nothing's Impossible» из последнего альбома Depeche Mode, – признается 32-летний Игорь. – Я ощущаю грандиозный подъем, сразу хочется что-то делать!» Некоторые мелодии, ритмы, голоса воодушевляют нас, успокаивают, помогают сменить атмосферу, настроиться на работу или, как 24-летней Марине, начать новый день. «По утрам я всегда вставала с трудом, – рассказывает она. – Но с тех пор, как вместо будильника у меня включается диск Луи Армстронга, уже после первых тактов «What a Wonderful World» я улыбаюсь, и день начинается радостно». «Музыка очень телесна, – поясняет доктор психологических наук и музыковед Дина Кирнарская, – именно поэтому мы так легко входим с ней в резонанс, подпеваем, качаемся в такт, отбиваем ритм, чувствуем душевное волнение. Мы буквально пропускаем ее сквозь себя. И эта интимность делает музыку для многих из нас любимым видом искусства». Кроме того, мы проецируем на нее свое напряжение, свои неприятные ощущения, вместо того чтобы злиться на себя или на других. Мелодия не только защищает нас отстресса , но и умиротворяет.
Психологи канадского Университета Макгилла доказали, что музыка стимулирует в нашем мозге активность центров удовольствия, которые обычно сигнализируют нам о приятных вкусовых или сексуальных ощущениях***.
«Музыка – это то, что нравится, а значит, переживается как «то, что делает меня более живым», – объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Она заставляет кровь бежать быстрее. Начинают блестеть глаза, теплеют руки, на щеках появляется румянец. Вы не замечали, что люди выходят с концерта раскрасневшимися, оживленными, помолодевшими? В этом смысле музыка действует так же, как любовь или хорошая еда. Это один из мощнейших источников удовольствия».
@темы:
музыка